+7 (423) 272-52-34

Green-green-cat.ru 2013-17
  • vk_logo_2.png
  • Google+ Clean
  • Facebook Clean
  • кот  сайт
  • YouTube Clean

Преимущества билингвизма и страхи родителей

11.11.2015

 

Чего ожидать от ребенка-билингва

 

Доказано, что мозг под воздействием условий, в которых развивается ребенок, способен менять свою структуру. То есть мозг детей, живущих в различных условиях, развивается, конечно, в соответствии с некоторыми общими закономерностями, но далеко не одинаково.

Необходимость общаться на нескольких языках - фактор, играющий здесь особую роль, поэтому раннее обучение иностранным языкам - вопрос, требующий к себе серьезного отношения. Но прежде, чем говорить о том, как воспитывать ребенка-билингва, давайте разберемся с тем, что мы будем иметь в виду, говоря о билингвизме.  

 

Преимущества билингвизма

 

 Факт первый.

Ученые-психофизиологи выяснили, что изучение иностранных языков меняет плотность серого вещества. При этом оказалось, что плотность нейронов больше у тех, кто изучает языки с детства.  Это может означать, что у билингвов значительно выше потенциал интеллектуальных возможностей.

 

Факт второй.

Чтобы ребенок начал активно использовать какое-либо слово, он должен предварительно услышать его около 100 раз. Так как для обозначения одного и того же понятия билингв слышит информацию сначала на одном, затем на другом языке, для того, чтобы перейти к активной речи, он вынужден запомнить в два раза больше слов. То есть усвоение двух языков требует большего объема вербальной памяти.

 

Факт третий.

Исследователями было установлено, что двуязычное обучение дошкольников положительно влияет на успеваемость в школе. Причем по всем предметам! Ученые сделали вывод, что необходимость общения на двух языках способствует развитию гибкости и активности мышления, что сказывается на усвоении школьной программы и творческих способностях ребенка.

 

Однако не стоит думать, что билингвизм оказывает  столь положительное влияние на развитие ребенка сам по себе. Скорее, этот эффект обусловлен теми усилиями, которые предпринимаются взрослыми для усвоения ребенком двух языков.

 

 

«Ужасы билингвизма»

 

Родители порой боятся негативного влияния билингвизма на развитие ребенка. Но многие их опасения на самом деле не имеют под собой серьезных оснований, а возможные проблемы нивелируются при правильном подходе к занятиям.

Какими же предрассудками чаще всего потчуют обеспокоенных родителей?

 

Предрассудок #1 Ребенок будет говорить и вставлять слова из другого языка.

 

Отчасти верно, так как бывает, что для описание денотата (то есть предмета) отсутствует слово в каком-то из языков. Да, тогда этот процесс происходит, но он заканчивается, как только пустующий слот занимается соответствующей лексемой. То есть к 5-6 годам 2 языка существуют в мозгу как 2 параллельные системы. Бывает, конечно, что какое-то понятие он знает только на немецком, я дублирую это на русском, и с первого раза ребенок это запоминает.

 

Предрассудок #2  Начинать изучать иностранный язык можно только после того, как произойдет усвоение своего родного языка, если нет естественной языковой среды. Согласно некоторым исследованиям окончательное формирование одной языковой системы завершается к пяти годам.

 

Это не так! Вы упускаете драгоценное время. Усвоение двух языков с рождения идет опосредовано, ненавязчиво, само собой. Не нужно учить грамматику, фонетику – все усваивается само собой.

 

 Предрассудок #3 Многоязычные дети позже начинают говорить.

 

Может быть, но не всегда. Есть семьи, где ребенок позже начал говорить, так как ребенок изначально слышал несколько языков (естественное многоязычие: например, один из родителей - носитель языка, язык общения родителей – второй язык, а язык в детском саду, на улице, на площадке – третий). Но более позднее начало речевой деятельности по причине билингвизма не влияет на интеллектуальное развитие ребенка.

 

 

Предрассудок #4 Ребенок всегда будет путать языки.

 

Когда ребенок только осваивает речь, он действительно может смешивать в одной и той же фразе слова обоих языков. Но это явление - временное. Ребенок просто выбирает из обоих языков слова, которые легче произносить.

 

Предрассудок #5 У ребенка-билингва обязательно будут проблемы со звукопроизношением.

 

Противники раннего обучения иностранным языкам утверждают, что фонетика иностранного языка может испортить произношение маленького ребенка на родном языке. Однако наблюдения за детьми, изучающими иностранный язык, свидетельствуют как раз об обратном: грамотно построенные занятия способствуют развитию артикуляционного аппарата. В результате ребенок начинает чище говорить на родном языке.

 

Предрассудок #6 Если обучать ребенка двум языкам с раннего детства, то он не будет нормально говорить ни на одном из них.

 

На самом деле, то, что ребенок с раннего детства слышит два и более языка, не является причиной речевых расстройств. Если ребенок хотя бы на одном языке говорит в соответствии с возрастом, то это гарантирует отсутствие негативного влияния двуязычия на его развитие. Если же ребенок говорит на обоих языках в соответствии с возрастными нормами, то в этом случае можно наблюдать яркое проявление всех преимуществ билингвизма.  

  

Усилия родителей окупятся сторицей: не зря же билингвов называют «детьми мира» - ведь им открыто гораздо больше путей, чем людям, владеющим только одним языком:)

 

 

Ирина Семинихина

Please reload

Please reload

Последние новости